Музыкальный формат-долгожитель mp3, «Instagram* для видео» Vine, бесконтактный контроллер Kinect, графический редактор Paint, «яйца» на аватарках Twittter, плеер Apple iPod Nano, мессенджер Google Chat — вот лишь малая часть списка онлайн-сервисов, гаджетов и приложений, с которыми нам пришлось расстаться в этом году.
Какие еще IT-проекты не дожили до 2018-го, вспомнили Lunalife.ru.
# AIM
15 декабря канула в небытие AOL Instant Messenger (AIM) — одна из старейших программ для обмена сообщениями. Проект, популяризовавший интернет-переписку, был запущен еще в мае 1997 года компанией AOL (тогда называвшаяся America OnLine, ныне — Oath, «дочка» Verizon).
Легендарный мессенджер был очень востребован в конце 90-х. Сервис AOL выдержал конкуренцию со стороны ICQ, Yahoo! Messenger (прекратил работу в прошлом году) и MSN Messenger (закрыт в 2014-м), но к концу 2000-х, в период взлета социальных сетей и почты Gmail, его популярность практически сошла на нет. По сути, AOL прекратила разработку мессенджера еще пять лет назад, но продолжала его поддерживать.
# iPod nano и Shuffle
Летом ушли в прошлое медиаплееры iPod nano и iPod Shuffle, не обновлявшиеся на протяжении многих лет. Упоминания об этих продуктах, вышедших в 2005 году, были убраны как из сайта Apple, так и онлайн-магазина.
Считается, что именно iPod — один из первых продуктов Apple, востребованных у широкой аудитории, — проложил дорогу к «айфону». Скорее всего, компания захотела избавиться от других моделей устройства, так как большинство пользователей в настоящее время слушает музыку со смартфона. Кроме того, iPod nano и iPod Shuffle не работали на iOS, не обладали Bluetooth-модулем (а значит, были несовместимы с беспроводными наушниками AirPods) и не поддерживали музыкальный сервис Apple Music.
# Vine
В начале года прекратил существование видеосервис Vine, предназначенный для обмена зацикленными, 6-секундными роликами. Приложение было удалено из магазинов, однако веб-версия Vine пока продолжает работу: пользователи смогут просматривать и скачивать уже загруженные вайны, но не добавлять новые.
Twitter купила Vine в конце 2012 года, еще до официального запуска приложения. Платформа увидела свет в январе 2013-го, став популярным форматом для публикации зацикленных (как правило, вирусных и юмористических) роликов длительностью до шести секунд. Сеть микроблогов развивала Vine очень медленно, а с появлением поддержки Instagram* видео в 2013-м внедрение новых функций практически прекратилось.
# Paint
Летом была прекращена разработка графического редактора Paint, который был неотъемлемой частью операционной системы Windows начиная с 1985 года. По классификации Microsoft она значится как «устаревшая», а значит больше не будет получать крупных обновлений.
Paint включался в состав всех версий Windows начиная с 1.0, вышедшей в ноябре 1985 года. С момента релиза приложение позволяло редактировать только 1-битную монохромную графику, а возможность сохранять изображения в JPEG появилась только в Windows 98. В обновление Windows 10 Creators Update, вышедшее в апреле этого года, Microsoft включила Paint 3D — сопутствующее Paint приложение, позволяющее создавать, поворачивать и раскрашивать трехмерные объекты, а также свободно рисовать от руки.
# Microsoft Groove Music
Кроме Paint, Microsoft в этом году «убила» музыкальный стриминговый сервис Groove Music — собственному проекту фирма предпочла сотрудничество со Spotify. У пользователей возможность стримить, покупать и скачивать треки в Groove пропадет после 31 декабря.
Microsoft переименовала Xbox Music («Музыка Xbox») в Groove Music два года назад. Отделив потоковый сервис от «приставочного» бренда, компания попыталась сделать из него самостоятельный и понятный широкому кругу пользователей продукт. Тем не менее, особой популярности Groove не снискал и повторил судьбу Zune Music — другого малоизвестного стримингового сервиса Microsoft, свернутого в 2015 году.
# 140-символьный лимит на твит
Осенью Twitter впервые с момента создания в 2006 году увеличила лимит на количество символов в каждой записи. 140-символьное ограничение было увеличено вдвое — до 280 знаков. Компания уже давно смягчает политику: в сентябре прошлого года сервис прекратил учитывать в лимите любые медиаприложения, в том числе фото, видео, анимированные GIF-файлы, опросы и цитаты твитов. А весной Twitter перестал учитывать имена пользователей, начинающиеся со знака @, при подсчете длины твита.
# «Яйцо» Twitter
Весной Twitter впервые с 2010 года поменяла изображение профиля, выставляемое по умолчанию для каждого нового аккаунта. Место «пустого» аватара в виде разноцветных яиц занял человеческий силуэт.
В компании объясняли перемены тем, что люди не спешили менять картинку, поскольку им нравились «милые и забавные» яйца, тогда как изображение серого человека больше мотивирует их к тому, чтобы использовать собственную фотографию.
# Google Chat
В этом году компания Google окончательно «умертвила» GChat (Google Chat) — один из своих многочисленных мессенджеров наряду с Allo, Google+, Hangouts и Duo. Его место занял кросплатформенный Hangouts, поддерживающий, помимо обмена текстами и изображениями, голосовое общение и видеозвонки.
# mp3
В мае создатели mp3 — способа кодирования аудиоинформации, получившего популярность в конце 90-х — провозгласили его «мертвым». Кодек, разработка которого завершилась в 2003 году, давно себя изжил. Этот формат, позволявший загрузить аудиоданные с невысокими потерями, был очень эффективен в 2000-х. При этом, что было важно в то время, занимаемый mp3-файлом объем на жестком диске был очень небольшим.
Тем не менее, преимущества старого формата сошли на нет. В середине 2000-х, когда появились iPod и iTunes, mp3 оставался одним из самых популярных форматов цифрового кодирования музыки, но появлялись и более эффективные кодеки, такие как wma или ogg vorbis. В конце концов, после того как большинство радиостанций и телеканалов уже перешли на современные кодеки, создатели mp3 признали, что конкурирующие форматы лучше справляются со сжатием файлов.
# Remix OS
В этом году канула в лету Remix OS — основанная на Android операционная система, предназначавшаяся для устаревших и слабых компьютеров семейства х86, а также некоторых «маков». Выглядела она как самая обычная ОС с иконками на рабочем столе, кнопкой «Пуск», панелью меню и другими знакомыми элементами интерфейса, и была очень нетребовательна к «железу».
Проект оказался невостребованным: схожие сервисы, которые позволяют перенести мобильные приложения на большой экран, предлагают крупные игроки IT-рынка. У Microsoft, например есть функция Continuum, превращающая смартфон в любое другое устройство при помощи док-станции и периферии, а c лета прошлого года на хромбуках появилась возможность запускать Android-приложения штатными средствами.
# Kinect
В октябре Microsoft распрощалась с Kinect — бесконтактным игровым контроллером для Xbox, позволявшего управлять консолью при помощи жестов. Со времени релиза в ноябре 2010 года было продано около 35 миллионов Kinect по всему миру, а в 2011-м прибор даже был занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самое быстропродаваемое потребительское устройство для развлечений в истории.
Технологии, воплощенные в Kinect, впоследствии послужили основой других гаджетов Microsoft. Например, многие из первоначальных разработок контроллера задействуют очки дополненной реальности HoloLens, а камеры биометрической идентификации Windows Hello распознают лица пользователей.
Кроме того, Kinect послужил прародителем системы распознавания лиц в iPhone X, продажи стартовали 3 ноября. По сути, в новый «айфон» установлен уменьшенный до размеров смартфона Kinect датчик, только в аппарате Apple применяется не один, а два инфракрасных сенсора.
* (компания Meta, владелец соцсети, признана экстремистской и запрещена в России)
источник: hitech.vesti.ru