Японский художник Цукиока Ёситоси творил в период, когда старый мир уходил в забытьё, а на смену ему стремительно наступала эпоха модернизации. С Революцией Мэйдзи Япония открыла границы для иностранцев, привезших в страну достижения западной цивилизации – фотографию и литографию. Новомодные методы репродукции искусства стали уверенно вытеснять гравюры в стиле укиё-э, процветавшие в стране с 17 века.
Цукиока Ёситоси (1839-1892) в свой поздний период создавал портреты, в основном задумчивые, созерцательные, с чертами одиночества, тоски и безропотной покорности судьбе. Его герои – персонажи, привычные для традиционной японской гравюры. Но художник глубже проникал в их психологию, чем в своих ранних работах и изображал их с повышенным реализмом. В период между эпохами Эдо и Мэйдзи он привнёс в японскую гравюру невиданные новшества, придав новый поворот традиционным темам.
Дух сакуры, серия «36 историй о призраках», 1889
«Сто видов Луны» считают величайшим достижением Ёситоси.
Луна чистого снега на реке Асано: Чикако, сыновняя дочь
Луна Исиямы: леди Мурасаки
Луна горы Инаба
Луна логова врага: маленький принц Усу
Поэма разбитого ведра
Полночная Луна горы Есино: Ига-но Цубоне
Луна Млечного Пути
Отражённый лунный свет
Поэтесса Оно-но Комати отдыхает на поваленном надгробии
Проблеск Луны: Кахойо
Луна в храме Хорин: Йокобу
Луна над морем в бухте Даймоцу: Бенкей
Дождливая Луна: Кодзима Таканори
Луна на равнине Мусаси
Луна и лодка
Луна Южного моря
Глава Югао из «Повести о Гэндзи»
Поэма Абэ-но Накамаро
источник: cameralabs.org