Гибрид X-plane: вертолет и реактивный самолет

Гибрид X-plane: вертолет и реактивный самолет

hi-tech

Вертикальный взлет, сверхзвук и другие невозможные фишки самолета компании Bell.

Компания Bell представила детали проекта в рамках программы DARPA SPRINT, целью которого является создание гибридного летательного аппарата, объединяющего возможности вертолета и реактивного самолета, сообщает SecurityLab.ru. Экспериментальный X-plane не только способен вертикально взлетать и садиться, но и преодолевать большие расстояния на высокой скорости, что делает его универсальным решением для выполнения миссий в сложных условиях.

Гибрид X-plane: вертолет и реактивный самолет

Идея объединить преимущества вертолетов и реактивных джетов появилась благодаря программе SPRINT. На протяжении десятилетий считалось, что вертикальные взлет-посадка и высокая скорость — это взаимоисключающие черты. Однако новая разработка DARPA позволяет создать аппарат, способный переходить от зависания и маневрирования на месте к полету на скорости более 800 км/ч.

Конструкция самолета напоминает Bell Boeing Osprey, но с рядом уникальных особенностей. После вертикального взлета он переводит свои роторы в горизонтальное положение, а затем складывает лопасти в специальные обтекатели, чтобы устранить сопротивление воздуха. При этом управление полетом полностью передается реактивным двигателям, что обеспечивает невероятную скорость и дальность.

Гибрид X-plane: вертолет и реактивный самолет

Первые испытания технологии Stop/Fold, разработанной Bell, прошли в 2023 году на тестовой трассе ВВС США в Нью-Мексико. Прототип механизма складывания лопастей был испытан при условиях, имитирующих реальные полеты. Следующим этапом стали аэродинамические испытания модели X-plane в Национальном институте авиационных исследований в Канзасе. Именно там инженеры продемонстрировали физическую модель самолета, только в виде концепт-артов.

Новая модель отличается обтекаемым корпусом, тонкими крыльями и V-образным хвостом. Складные роторы, интегрированные в заднюю часть обтекателей, позволяют аппарату быстро адаптироваться к различным условиям полета. Согласно Bell, пилотируемая или автономная версия самолета сможет развивать скорость до 518 миль в час (833 км/ч) на высоте до 9 100 метров, преодолевать до 370 км без дозаправки и перевозить грузы до 2 300 кг, включая небольшую технику.

Разработка предназначена для выполнения миссий в сложных и потенциально опасных условиях, включая операции в Индо-Тихоокеанском регионе. Увеличенная дальность, высокая скорость и способность к быстрой адаптации обеспечивают значительное преимущество для специальных подразделений в условиях конфликтных зон.

«После успешного тестирования системы Stop/Fold на базе ВВС в прошлом году мы рады сообщить об успешном завершении аэродинамических испытаний. Это важный шаг в разработке летательных аппаратов нового поколения», — заявил исполнительный вице-президент по инженерным разработкам Джейсон Хёрст.

В Bell уверены: финальная версия самолета станет ключевым элементом новой эры авиации.

LunaLife