Японский художник Цукиока Ёситоси творил в период, когда старый мир уходил в забытьё, а на смену ему стремительно наступала эпоха модернизации. С Революцией Мэйдзи Япония открыла границы для иностранцев, привезших в страну достижения западной цивилизации – фотографию и литографию. Новомодные методы репродукции искусства стали уверенно вытеснять гравюры в стиле укиё-э, процветавшие в стране с 17 века.
 
Цукиока Ёситоси (1839-1892) в свой поздний период создавал портреты, в основном задумчивые, созерцательные, с чертами одиночества, тоски и безропотной покорности судьбе. Его герои – персонажи, привычные для традиционной японской гравюры. Но художник глубже проникал в их психологию, чем в своих ранних работах и изображал их с повышенным реализмом. В период между эпохами Эдо и Мэйдзи он привнёс в японскую гравюру невиданные новшества, придав новый поворот традиционным темам.

Дух сакуры, серия «36 историй о призраках», 1889
 
«Сто видов Луны» считают величайшим достижением Ёситоси.

Луна чистого снега на реке Асано: Чикако, сыновняя дочь
 

Луна Исиямы: леди Мурасаки
 

Луна горы Инаба
 

Луна логова врага: маленький принц Усу
 

Поэма разбитого ведра
 

Полночная Луна горы Есино: Ига-но Цубоне
 

Луна Млечного Пути
 

Отражённый лунный свет
 

Поэтесса Оно-но Комати отдыхает на поваленном надгробии
 

Проблеск Луны: Кахойо
 

Луна в храме Хорин: Йокобу
 

Луна над морем в бухте Даймоцу: Бенкей
 

Дождливая Луна: Кодзима Таканори
 

Луна на равнине Мусаси
 

Луна и лодка
 

Луна Южного моря
 

Глава Югао из «Повести о Гэндзи»
 

Поэма Абэ-но Накамаро
 
источник: cameralabs.org
















