Японский художник Цукиока Ёситоси творил в период, когда старый мир уходил в забытьё, а на смену ему стремительно наступала эпоха модернизации. С Революцией Мэйдзи Япония открыла границы для иностранцев, привезших в страну достижения западной цивилизации – фотографию и литографию. Новомодные методы репродукции искусства стали уверенно вытеснять гравюры в стиле укиё-э, процветавшие в стране с 17 века.
Цукиока Ёситоси (1839-1892) в свой поздний период создавал портреты, в основном задумчивые, созерцательные, с чертами одиночества, тоски и безропотной покорности судьбе. Его герои – персонажи, привычные для традиционной японской гравюры. Но художник глубже проникал в их психологию, чем в своих ранних работах и изображал их с повышенным реализмом. В период между эпохами Эдо и Мэйдзи он привнёс в японскую гравюру невиданные новшества, придав новый поворот традиционным темам.

Дух сакуры, серия «36 историй о призраках», 1889
«Сто видов Луны» считают величайшим достижением Ёситоси.

Луна чистого снега на реке Асано: Чикако, сыновняя дочь

Луна Исиямы: леди Мурасаки

Луна горы Инаба

Луна логова врага: маленький принц Усу

Поэма разбитого ведра

Полночная Луна горы Есино: Ига-но Цубоне

Луна Млечного Пути

Отражённый лунный свет

Поэтесса Оно-но Комати отдыхает на поваленном надгробии

Проблеск Луны: Кахойо

Луна в храме Хорин: Йокобу

Луна над морем в бухте Даймоцу: Бенкей

Дождливая Луна: Кодзима Таканори

Луна на равнине Мусаси

Луна и лодка

Луна Южного моря

Глава Югао из «Повести о Гэндзи»

Поэма Абэ-но Накамаро
источник: cameralabs.org