Стратегии, RPG и экшены для тех, кто любит строить замки, подавлять крестьянские бунты и помогать Жанне д’Арк в битве с английскими оккупантами.
Средневековье закрепилось в коллективном сознании современной западной цивилизации, пожалуй, прочнее любого иного исторического периода. Большинство современных европейских государств зародились именно тогда, на обломках Римской империи, а выходцы из них заселили Новый Свет, принеся с собой обширный фольклор про рыцарей и прекрасных дам, замки и турниры, чуму и чудовищное социальное неравенство.
Не случайно подавляющее большинство фэнтезийных произведений основано именно на этой эпохе, хорошо знакомой нам по сказкам, художественной литературе и учебникам истории. Стоит ли удивляться, что многие отличные видеоигры тоже посвящены «темным векам»? Мы отобрали десять самых интересных из них (список составлен в алфавитном порядке).
#1 Age of Empires 2: Age of Kings
Когда-то стратегии в реальном времени были одним из самых популярных жанров, но сегодня выходят редко. Age of Empires и ее более известный сиквел, посвященный средневековью, в свое время поразили игроков историческим уклоном — в них не было орков или инопланетных минералов (как в других популярных стратегиях того времени), а присутствовал какой-никакой реализм.
Никакой тебе магии (если не считать монахов, силой молитвы излечивающих соратников) — только старая добрая сталь, копья, стрелы и кавалерия. Крестьяне собирают урожай и охотятся, добывают дерево и руду, и строят здания нормальных пропорций, а не высотой по плечо пехотинцу — полностью отстроенные фортификации впечатляли размерами и захватывались с помощью осадных орудий. У каждой из нескольких десятков доступных наций были уникальные юниты и технологии, а долгую жизнь игра получила благодаря ожесточенным многопользовательским баталиям, которые кипят даже сегодня в HD-переиздании на Steam.
#2 Assassin’s Creed
Действие самой первой части знаменитой серии экшенов происходит не в Европе, но Крестовые походы, о которых в ней идет речь, — одна из самых известных и мрачных страниц Средневековья. Оккупация Святой Земли различными рыцарскими орденами, их интриги между собой и противостояние мусульманам, Ричард Львиное Сердце и Саладин — богатейший материал. Собственно, это единственный выпуск, где исторически оправдано присутствие тамплиеров (реального рыцарского ордена) и ассасинов — именно на Ближнем
Востоке зародилась (и там же закончила свое существование) зловещая организация фанатиков-убийц.
В Assassin’s Creed они, впрочем, представлены положительными персонажами, и заказные убийства главный герой Альтаир совершает ради достижения стабильности в регионе. Появившись в магазинах в 2007 году, игра-экскурсия по средневековым Дамаску, Иерусалиму и Акре поразила публику уровнем технологий и заложила основы «открытого мира» от Ubisoft, но подверглась критике за нагонявшее тоску однообразие заданий, а вскоре ее отодвинул на второй план гораздо более удачный сиквел, посвященный Ренессансу.
#3 Crusader Kings 2
Первая часть этой глобальной стратегии ныне почти забыта — в отличие от продолжения, которое переняло у предшественницы многие игровые механики. В Crusader Kings 2 игрок управляет феодальной династией на протяжении нескольких веков, его задача — добиться наибольшего престижа к 1453 году, когда заканчивается кампания. Очень большую роль играет родовое древо. Благодаря ему можно не привязываться к определенному правителю, который рано или поздно все равно умрет от старости или болезни. Но важно передать потомкам полезные черты характера и хорошие связи. Для этого нужно налаживать знакомства со знатными семьями и заключать династические браки, а также заботиться о достойных наставниках для детей.
А помимо всего этого — управлять расширяющимися владениями, заключать альянсы и вести войны, совершать политические убийства, назначать наместников, которые запросто могут вас предать, если получат слишком много власти. А случайные события, требующие непростых решений и влияющие на характеристики главы семейства, придают происходящему сходство с ролевой игрой. К Crusader Kings 2 даже шесть лет спустя выходят дополнения, а глобальные пользовательские модификации позволяют перенестись, например, в Вестерос из «Игры Престолов» или Тамриэль из The Elder Scrolls.
#4 Darklands
Этот проект помнят в основном хардкорные фанаты ролевых игр, но он заслуживает куда большей известности. Вышедшая в 1992 году Darklands предлагала для исследования огромный мир — просторы Священной Римской империи XV века с реально существовавшими в те времена городами — и предоставляла игроку полную свободу передвижения. Создание каждого персонажа в отряде из четырех человек включало в себя выбор его происхождения, воспитания и карьеры, что влияло на характеристики и навыки.
При этом старшие персонажи были гораздо опытнее молодых и лучше одеты. Однако увлекаться не стоило — персонаж старел по ходу игры, поэтому герой, который на старте был в самом расцвете сил, постепенно начинал стареть и слабеть, а потом и вовсе умирал, не дожив до финала. Стоит отметить, что игра не была полностью исторически достоверной и включала в себя распространенные суеверия средневековых немцев — ведьм, демонические культы, алхимические зелья, и католических святых, которым можно было помолиться ради совершения чудес.
#5 For Honor
Нашумевший экшен Ubisoft — далеко не первая попытка создать многопользовательскую игру с использованием холодного оружия и средневековой тематики. Можно вспомнить, например, War of the Roses или Chivalry: Medieval Warfare. Но серверы первой уже закрыты, а вторая не пользуется особой популярностью. Так что если вам не терпится размозжить голову булавой реальному игроку, For Honor — наилучший вариант. К тому же, помимо упакованных в доспехи рыцарей, здесь можно играть за викингов или самураев, а выходящее в конце этого года дополнение Marching Fire добавит четвертую сторону — древних китайцев из саги о Трех Царствах.
Для тех, кому скучны разборки в мультиплеере без особой цели, есть глобальная Фракционная война — сражения приносят вашей нации ресурсы, с помощью которых можно захватывать территории. Линия фронта меняется каждые несколько часов, а в конце «сезона» в десять недель карта территорий сбрасывается и наиболее отличившиеся игроки получают элитную экипировку.
#6 Kingdom Come: Deliverance
Об этой нашумевшей ролевой игре сказано в последнее время очень много, поэтому пройдемся по верхам: детально воссозданная Богемия начала XV века, реальная гражданская война между братьями королевских кровей, претендующими на трон, и главный герой, волей случая втянутый в междоусобицу. Открытый мир в небольшой области средневековой Чехии предлагает широкую свободу действий: игрок сам решает, каким способом выполнять задания и как развивать персонажа.
Здесь нет предопределенных «классов», а навыки растут при использовании, как в серии The Elder Scrolls. Герою необходимо есть и пить, одежда со временем изнашивается и пачкается, а внешний вид путешественника сильно влияет на отношение окружающих. Боевая система предельно реалистична — здесь можно ощутить, каково сражаться в рыцарском шлеме, сильно ограничивающем зрение, и умереть от потери крови, даже победив всех врагов.
#7 Medieval: Total War и Medieval 2: Total War
Так уж получилось, что эти две части из многодетной семьи глобальных стратегий объединены только историческим периодом, и Medieval 2 на деле — сиквел к Rome, вместе с которым сериал Total War перешел на трехмерную графику. Суть же серии почти не изменилась со времен Shogun: Total War, вышедшей еще в 2000 году. Выбрав одну из десятков реально существовавших сторон, игрок начинает строительство империи: развивает города и нанимает армии, вступает в союзы с соседями и подсылает к ним убийц, страдает от чумы и бунтов из-за высоких налогов, а конкретно в случае Medieval, от предания анафеме Папой Римским или объявления джихада мусульманами.
Стратегическая часть на глобальной карте неразрывно связана с тактическими сражениями — одними из самых реалистичных в жанре. Солдаты выдыхаются от бега или жаркого климата, падают духом при гибели полководца или нападении с тыла, кавалерия бессильна против пикинеров, но арбалетчики для нее легкая добыча, и так далее и тому подобное. Каждый раз, начиная новую кампанию, не знаешь, чем все обернется — но скучно уж точно не будет.
#8 Mount and Blade
Хотя действие этой игры происходит в вымышленном мире, по части реалистичных средневековых сражений и воссоздания быта она даст фору многим другим. Никаких волшебников, эльфов и драконов — созданного игроком персонажа забрасывает в какую-то глушь посреди нескольких враждующих королевств, а дальше можно заниматься чем хочешь. Выполнять задания местных князьков, ловить разбойников и дезертиров, грабить торговцев или самому заниматься барыжничеством, собирать дань с деревень, участвовать в турнирах и междоусобных войнах, руководя собственной бандой наемников.
Когда дело доходит до драки, любители холодного оружия придут в экстаз — учитывается направление и сила ударов, вражеские выпады при определенной сноровке можно парировать, а конная атака на полном скаку куда эффективнее пешей. Со временем под управлением игрока оказывается отряд из десятков опытных головорезов, с которыми не страшно даже брать города и бросать вызов окрестным правителям.
Mount and Blade также примечательна огромным количеством созданных пользователями модов, которые переносят базовую механику в самые разные реалии — от вселенных «Властелина Колец» и «Игры Престолов» до Древней Греции, пиратов Карибского моря и Речи Посполитой XVII века. Последний основан на романе Генрика Сенкевича «Огнем и мечом» и в был официально выпущен в качестве отдельной игры.
#9 Stronghold
Этот сериал никогда не пользовался особой известностью, но его разработчики на удивление плодовиты, и начиная с 2001 года навыпускали уйму продолжений, дополнений и переизданий. Суть игры, впрочем, не меняется — это занятный гибрид градостроительного симулятора в духе SimCity или Caesar и стратегии в реальном времени. Пожалуй, ни в какой другой игре не показано настолько хорошо, что настоящий средневековый замок — это не только каменные стены и рвы, но целая инфраструктура внутри и в окрестностях. Нужно где-то брать еду и ресурсы, следить за довольством и здоровьем крестьян и прочих подданных, нанимать и содержать солдат (которым тоже где-то надо жить) и так далее.
Выкопанный загодя колодец поможет при пожаре, хижина целителя поможет во время вспышки чумы, а стоящая во дворе виселица утихомирит помышляющих о бунте. Осады чужих крепостей и защита своей — отдельная история. В ход идут лестницы и тараны, кипящее масло и вкопанные колья, а в прилагающемся редакторе можно нарисовать самые безумные фортификации и попробовать их защитить.
#10 Wars and Warriors: Joan of Arc
Наверное, самая необычная игра в нашей подборке — экстравагантная смесь ролевой игры, экшена от третьего лица и стратегии, посвященная борьбе Жанны д’Арк с английскими оккупантами. Игрок управляет Орлеанской Девой или ее соратниками, истребляя десятки вражеских солдат с помощью заковыристых комбо-атак, — очень похоже на японскую серию Dynasty Warriors, но только в средневековой Франции и с хорошим историческим сюжетом.
В любой момент можно прекратить рубить англичан самостоятельно, включать стратегический вид сверху и отдавать приказы отрядам своей армии. Карты отличаются огромными размерами и могут включать в себя пару замков с окрестными городками — на прохождение каждой легко уйдет несколько часов. Между миссиями можно повышать характеристики героев, изучать новые приемы и приобретать новые оружие и доспехи, а также строить осадные орудия.