Стратегия, которая не оставит никого равнодушным: ни геймеров со стажем, ни новичков в жанре. В плохом смысле…
У Jagged Alliance: Rage — упрощенного спиноффа знаменитой пошаговой стратегии о команде наемников — как-то не задалось еще в дни анонса, сообщает Games.mail.ru. Фанаты двух первых Jagged Alliance жаловались, что из любимой игры детства попросту вырезали две трети механик. Отвратительный визуальный стиль и простенькая картинка отпугнули новичков, но отдельные журналисты призывали дать Jagged Alliance: Rage шанс. Зря.
История Jagged Alliance: Rage — нескладная и нелепая солянка из отсылок к боевикам восьмидесятых, фильмам цикла «Неудержимые», историям о безумных ученых и тиранах. Здесь дети в деревне называют вертолет «огненной птицей», а наивная беззащитная девушка-иностранка рядом с горой трупов — солдат и гражданских, детей и взрослых — может вдруг сказать, что «обязательно пожалуется в ООН». И на тирана, и на повстанцев. Если коротко, то несколько наемников-ветеранов бродят по острову от кружочка на карте к кружочку на карте и помогают скучному добру победить тупое зло.
Трудно сказать, где сценаристы шутили, а где писали текст всерьез и облажались. Рассказать историю о шести постаревших героях из классических Jagged Alliance 1 и 2 — не самая плохая идея. Русский алкоголик Иван, который обязательно должен бахнуть самогончику перед боем, — пожалуй, самая запоминающаяся находка Jagged Alliance Rage. Проблема в том, что его посттравматический синдром и старые раны плохо вписываются в комичный сюжет и мультяшный визуальный стиль. Jagged Alliance: Rage — это как порнопародия на Jagged Alliance 2
Причем это порнопародия с точки зрения не только сюжета, и но и собственно содержания игры. В Jagged Alliance: Rage формально есть все современные механики: бойцы могут ходить, бегать и ползать, прячутся за укрытиями, умеют целиться в ноги, туловище или голову. В инвентаре есть и бесшумный арбалет, и взрывчатка, и мины, а еще можно затыкать врага до смерти вилкой.
Линейки очков действия хватает, чтобы выстрелить пару-тройку раз, но можно потратить их на ходьбу, точное прицеливание или действия в духе «разрезать проволочную ограду» и «открыть замок». Да, в Jagged Alliance: Rage нет менеджмента экономики отряда, а управление повстанцами-союзниками на глобальной карте — очень условное, но на поле боя возможностей — примерно столько же, сколько и в XCOM. Проблема в том, что этими возможностями невыносимо неудобно пользоваться.
Главный провал, конечно, — механика сбора лута. Понятно, что если прямо в бою кончились патроны, нужно подползти к ближайшему трупу и снять с него добычу. Долго, но как иначе? Вот только когда миссия пройдена, тратится минут десять (на картах побольше — все двадцать!) на чертово попиксельное обшаривание каждого кустика и домика.
Трупы врагов плохо видны в траве, ценные предметы могут прятаться на столиках или ящиках, а сундуки — в тени дерева. Иногда инвентарь уже переполнен и, вроде бы, ничего больше не нужно, но обшаривать все равно надо все — вдруг где-то спрятано редкое новое оружие?
Юмор в том, что можно быть долго не уверенным в абзаце выше. А вдруг можно вызвать экран «показать все» тайной кнопкой? Правила и интерфейс Jagged Alliance: Rage абсолютно непонятны. Лежа в траве, наводя курсор на проволочную сетку — иконка «разрезать» подсвечена красным. Почему нельзя выполнить это действие? Только методом проб выяснилось: сначала надо встать.
Странно работает и стелс. Бесшумное оружие работает так, как и ожидаешь, но реакция на трупы и громкие выстрелы у врагов — непредсказуемая. Иногда один-два противника уже ведут с вами бой, а другие ни о чем не подозревают. Иногда общая тревога объявляется сразу. Бывает, что враг видит труп (не услышав до этого выстрел) и четко бежит к тому месту, где вы спрятались. А еще у бойца в доме угол обзора не ограничивается створом окошка — он видит как бы сквозь стены.
Большая часть оружия и предметов работает так, как ожидаешь, но есть и исключения. У гранаты нет вероятности попадания в цель, вместо этого — вероятность того, что она вообще сработает. Зато если взорвалась перед толстым каменным укрытием — зацепит сидящих за ним врагов (а окружение — нет). Дико такое видеть после XCOM, где граната бы честно и красиво разнесла все вокруг.
Аптечку можно использовать только в бою, а на отдыхе — нет (там работает только хирургический набор). Прибор ночного видения — полезная штука, но надевается вместо шлема — а как без него наемнику? В какой-то момент понимаешь: почти все специфические предметы лучше сразу выкидывать и идти на миссию с самым простым комплектом. Тем более, что заранее нет никакой возможности узнать, что там за местность и что пригодится.
Миссии — к чести авторов — довольно разнообразны. Где-то — с акцентом на стелс, где-то — на стрельбу, где-то надо убить всех врагов, а где-то достаточно добраться до цели или устранить командира. В самом начале игры вы выбираете двух персонажей из шести возможных, и их слабые и сильные стороны сильно влияют на стиль прохождения. Например, Сова отлично работает со снайперками, а Иван хорош в ближнем бою.
К сожалению, кайф от поиска оптимальной тактики портит чудовищный ИИ противников. Одни враги бездумно бегут на вас и дохнут как мухи, другие сидят где-то вдалеке и ждут, пока их друзей убивают. В одной смешной сцене встав в середине карты и за шесть ходов убив из снайперки шесть человек с автоматами.
Каждый из них просто замер в засаде и никуда не двигался. А еще в игре словно занижены характеристики врагов: один ваш герой (если не стоит на открытом месте в полный рост без бронежилета) легко может перестрелять человек пять. Вот если их больше — придется перезагрузиться на пару ходов назад (это нестыдно, когда миссия уже длится минут сорок).
Предполагалось, что часть челленджа — менеджмент ресурсов между боями, но реальности он просто раздражает. Здоровье и патроны не восстанавливаются после боя, поэтому между миссиями надо останавливаться на отдых — выковыривать осколки, принимать антибиотики, чистить и модифицировать оружие.
Получается эдакий симулятор выживания на острове безумного диктатора. Ничего сложного нет — добычи после боя обычно хватает, надо только собрать ее (напомню — это безумно долго), а потом потратить время и привести команду в норму. Но размер инвентаря ограничен, а список полезных предметов — очень длинный, поэтому вечно приходится что-то выкидывать, а это бесит.
Слово «бесит», в общем, отлично определяет суть Jagged Alliance: Rage. В игре бесит буквально каждый кадр. Она скучная и невероятно затянутая. Конечно, если бы остаться на необитаемом острове с одной-единственной игрой на руках — проходил бы Jagged Alliance: Rage и было бы много-много радости. Сейчас же радость только тому, что есть возможность наконец воспользоваться нижней частью десятибалльной шкалы и влепить Jagged Alliance: Rage четыре балла из десяти.