За двадцать лет работы кинорежиссёром Дени Вильнёв (Denis Villeneuve) завоевал десятки наград и ещё на десятки номинировался. Недавний выход на экраны «Бегущего по лезвию 2049» и заключённый контракт на экранизацию знаменитого научно-фантастического романа Фрэнка Герберта «Дюна» делают Вильнёва по-настоящему успешным кинематографистом, который в полной мере может насладиться и кассовым успехом, и одобрением критиков, пишет Cameralabs.
Вильнёв уже снял девять полнометражных художественных фильмов, первые четыре на французском языке, остальные – на английском. В начале карьеры он создавал франко-канадские картины, сам писал для них сценарии. Это был период поиска и становления собственного кинематографического стиля и голоса.
Двуязычный раскол пришёлся на фильм «Пленницы» (2013) по сценарию Аарона Гузиковского. Начав режиссировать фильмы на английском, Вильнёв отошёл от написания сценариев.
В 2014 году он написал на Reddit Ask Me Anything: «Проблема работы в Голливуде, конечно, состоит в том, чтобы отстоять собственную личность как режиссёра. Пока я чувствую, что могу снимать свои фильмы в соответствии со своим восприятием, мне будет удобно работать там».
Чтобы в полной мере оценить развитие мастерства Дени Вильнёва, приводим список его фильмов (в обратном порядке).
#1 Бегущий по лезвию 2049 / Blade Runner 2049 (2017)
Отчасти это фильм о мужском отчаянии и его связи с сексизмом. Вильнёв снял и другие картины о мужском отчаянии, и как минимум в трёх из них оно связано с сексизмом. В «Политехе» эта связь явна; в фильме «Враг» более скрытна и даже сюрреалистично выражена; в «Убийце» она парит как облако над персонажем Эмили Блант, пока она слоняется среди мужских персонажей фильма. «Пленницы» и «32 августа на земле» также обличают различные грани аффективных составляющих мужского отчаяния.
Возможно, так Вильнёв пытается организовать некую культурную интервенцию, неоднократно выставляя это отчаяние перед ничего не подозревающей аудиторией, чтобы однажды мы могли пробудиться и найти новый путь вперёд к чему-то более яркому. К чему-то прекрасному.
Фильм стал продолжением «Бегущего по лезвию» (1982) Ридли Скотта и основан на научно-фантастическом романе Филипа К. Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?». Стоит отметить операторскую работу Роджера Дикинса. Его слаженность с Вильнёвым сопоставима с блестящей производительностью кинооператора Роджера Дикинса и режиссёра Вонга Карвая.
#2 Прибытие / Arrival (2016)
Дени Вильнёв снял этот фильм по сценарию, основанному на научно-фантастическом рассказе Теда Чана. «Прибытие» – это история о том, как на Землю прилетают инопланетные существа, а военные для общения с ними привлекают эксперта по лингвистике в исполнении Эми Адамс. Это масштабная и одновременно уютная кинолента с большим количеством сюрпризов.
С этим фильмом Вильнёв триумфально возвращается к нелинейности, отсутствующей в его двух других голливудских постановках, мастерски связывая глубоко гуманистическую драму с научно-фантастической историей о путешествиях во времени. Также здесь он возвращается к своей уже закрепившейся манере скрупулёзно интерпретировать относительно простые события, заглядывая за их поверхность в поисках глубокого смысла.
#3 Убийца / Sicario (2015)
«Убийца» – триллер о противостоянии правоохранителей и наркокартелей, в котором снялись Эмили Блант (сотрудница ФБР), Бенисио Дель Торо (наёмник), Джош Бролин, Джон Бернтал. Каждая сторона решительно настроена уничтожить противника, и никто не собирается сдаваться. Действие происходит вдоль границы между США и Мексикой, а среди царящего хаоса каждый день гибнут невинные жертвы.
На момент своего выхода «Убийца» был самым суровым и эффективным исследованием режиссёра личного морального и нравственного конфликта. Этот фильм войдёт в историю кино как один из величайших примеров применения принципа «не рассказывай, а показывай». Сам режиссёр говорит: «Этот фильм о том, как западный мир реагирует на проблемы за пределами своих границ. Мы должны становиться чудовищами, чтобы бороться с монстрами? На самом деле речь не о картелях. Фильм мог бы быть в Африке или на Ближнем Востоке».
#4 Враг / Enemy (2013)
Преподаватель из университета Торонто в один прекрасный день с ужасом обнаруживает, что у него есть точная копия. Они выглядят одинаково, звучат одинаково, у них даже шрам в одном и том же месте… Этот психологический детектив Вильнёв снял по роману Жозе Сарамаго «Двойник». При этом режиссёр отмечает: «Фильм отличается от книги. Это не прямая адаптация.
На самом деле я думаю, что когда вы создаёте фильм из пьесы или из книги, вы делаете всё возможное, чтобы сохранить верность идее автора. Но, к сожалению, приходится быть предателем, потому что вы превращаете историю в свою собственную, согласно своему собственному восприятию». Двойную главную роль исполнил Джейк Джилленхол.
#5 Пленницы / Prisoners (2013)
Похищают младших девочек из двух семей, живущих по соседству в пригороде, обличая тёмную сторону почти всех, затронутых преступлением, постепенно раскрывающемся во всё более шокирующих и запутанных деталях. Это первый фильм Вильнёва, в котором он не работал над сценарием.
Но режиссёр постарался сберечь личный стиль, создавая этот голливудский детективный триллер с высоким уровнем тревожной неопределённости и эмоциональным реализмом. Главные роли великолепно исполнили Хью Джекман и Джейк Джилленхол.
#6 Пожары / Incendies (2010)
Французско-канадский фильм, основанный на пьесе Важди Муавада, об ужасах войны, о том, как она может задеть каждого, как ненависть отравляет всех, кто с ней соприкасается.
Жанна и Симон – близнецы. Мать перед смертью оставила им два конверта, один для их отца, которого они считали давно умершим, а второй – для их брата, о существовании которого они не подозревали. Симон отказывается удовлетворить просьбу матери, а Жанна покидает Канаду и отправляется на Ближний Восток в поисках родственников. Ей предстоит многое узнать о прошлом своей семьи. Повествование чередуется с воспоминаниями героини, закручивается, петляет и приходит к мощному финалу.
#7 Политех / Polytechnique (2009)
Беллетризированная история, основанная на преступлении, произошедшем в 1989 году в Политехническом университете Монреаля, и сфокусированная на психологических последствиях этого события для выживших.
Всегда сложно создавать фильмы, основанные на реальных событиях. Они не могут рассказать об объективной правде, которую описывают, даже в той ограниченной степени, в которой это возможно для документальных фильмов. Также они не могут, не рискуя перекручиванием весомых фактов, на которых основаны, осветить субъективную истину таким образом, как это могут делать полностью вымышленные фильмы. Что же тогда делать с таким фильмом?
«Политех» стал поворотным моментом в карьере Вильнёва, в котором он полностью раскрывает своё понимание основополагающей простоты, которая необходима, чтобы должным образом произвести истинную, изящную сложность.
Частичная нелинейность конструкции фильма влияет на позиционирование зрителя, способствуя не столько идентификации с персонажами («что бы я сделал в этой ситуации?»), но скорее, в наблюдении за ними. Такое решение режиссёра кинематографической дилеммы «на основе реальных событий» в итоге принесло фильму свыше десятка наград.
#8 Водоворот / Maelström (2000)
Находясь в депрессивном состоянии после аборта, нетрезвая Бибиан (Мари-Жозе Кроз) случайно насмерть сбивает норвежского иммигранта, торговавшего рыбой. После очередного стресса героиня задумывается о самоубийстве. Повествование ведётся от лица древней как мир и философствующей рыбы, оказавшейся на разделочной доске, и каким-то образом перетекает в историю любви. Непредсказуемый нелинейный сюжет полон мрака и света, исследует современную мораль, цинизм и пробуждение.
#9 32 августа на земле / Un 32 août sur terre (1998)
Чудом уцелев после автомобильной аварии, Симон Превост (Паскаль Бюссьер) переосмысливает свою жизнь и решает срочно родить ребёнка, в роли отца которого выбирает своего друга Филиппа (Алексис Мартин).
Уже самим названием Вильнёв намекает на свои намерения относительно кинематографической реальности в этой картине. 32, 33, 34 августа и т. д. означает отказ Симон вернуться в обычное русло жизни. Повествование становится путешествием вне времени, сложной историей личных и межличностных путешествий через глубоко переживаемые эмоциональные конфликты.