Последние четыре года в России продаются машины серии XV50, воплощение японского представления о деловом седане. Теперь все изменится: нет больше «американок» или «японок», а есть одна на всех Toyota Camry XV70 на новой платформе.
Продажи в Америке начались прошлым летом, а в России завершается процедура сертификации — и новая Toyota Camry поступит к дилерам в апреле, пишет интернет-журнал Авторевю. На Camry нам удалось поездить в США — и надеемся, что похожие впечатления оставит и автомобиль, к выпуску которого готовится завод в Санкт-Петербурге.
Новую Camry мы взяли на тест-драйв у одного из дилеров в Майами. Нам достался седан в исполнении SE — с мотором 2,5, комбинированным салоном, бесключевым доступом и мультимедийной системой среднего уровня. Проще говоря — потенциально самая ходовая версия
Последствия ДТП — или так задумано? Чтобы понять, надо присмотреться. Оказывается, здоровенные «трещины» в бампере под задними фонарями — псевдодефлекторы, и наряду с четырьмя стволами выхлопа это приметы «спортивных» версий SE и XSE.
Декоративные «жабры» на заднем бампере почти не видны на кузовах темных цветов, но светлые седаны еще долго будут удивлять ими водителей попутных машин
Вообще-то, у Camry теперь два лица. Доброе — это базовые версии L, LE и XLE с широкой фальшрадиаторной решеткой (такие и будут продавать в России), а злое — XSE и SE. Но если «американки» оснащены восьмиступенчатым «автоматом» и новой «четверкой» 2.5, то на российских Camry оставят «старый» силовой агрегат — мотор 2AR-FE на те же 2,5 л с шестиступенчатым «автоматом». Останется и двухлитровый мотор 6AR-FSE.
Лицо российской Camry будет добрым — с широким фасадом воздухозаборника, который американские журналисты уже окрестили электробритвой. Утекшие от московских дилеров неофициальные спецификации обещают полностью светодиодный головной свет на всех русифицированных версиях — на последнем слайде как раз такие фары
# Коронный прием
В 1979 году японцы решили взять тело от седана Carina, стайлинг от купе Celica — и превратили все это в спортмодификацию Celica Camry, где второе имя было вестернизированным вариантом японского слова «кан-мун-ри», то есть «корона». Но вряд ли кто-то предполагал, что через три десятилетия именно это название станет одним из синонимов марки Toyota!
На тот момент в тойотовских святцах прижились и Tiara, и Corona, и Crown, и Corolla — как разные вариации одного и того же «коронного» тотема. Даже после отделения в самостоятельное семейство на исходе 1983 года Camry еще полтора десятилетия оставалась лишь еще одной Тойотой.
Первая «самостоятельная» Camry (серии V10) появилась в Японии весной 1982 года и стала пионером переднеприводной компоновки для Тойоты — специально, чтобы завоевать рынок США, где высадилась в 1983-м.
Однако вплоть до начала 90-х Camry двух следующих поколений (V20 и XV10) оставались в Америке середняками, хотя к тому времени на этот рынок уже приходилось 70% глобального тиража модели.
Более того, первым иностранным бестселлером в США смогла стать вовсе не Toyota, а Honda Accord, которая в 1989—1991 годах трижды первенствовала среди легковушек Америки. Camry в очереди на этот престол оставалась лишь третьей и долго топталась за спиной сначала Хонды, а потом фордовского седана Taurus.
Так было вплоть до 1996 года, когда появилась Toyota Camry XV20. Модель преподносили как первый серьезный плод философии кайзен, а тойотовские рекламщики и пиарщики приложили немало сил, чтобы Америка заговорила о кайзене как о новой промышленной религии. По сей день считается, что в основе успеха Camry — качество, надежность и комфорт, хотя, конечно, дело в цене. А точнее в том, что кайзен — это еще и философия снижения себестоимости.
Toyota радикально сократила номенклатуру «уникальных» комплектующих, отказалась от версии с кузовом универсал — и по цене седаны XV20 оказались вне конкуренции. Тогда же Toyota решилась на выпуск версии-пустышки L (без музыки, электрических стеклоподъемников и кондиционера), зато всего за 16880 долларов!
Уже следующий, 1997 год, Toyota Camry впервые закончила в ранге легковушки номер один в Америке, и в последующие 20 лет упускала этот трон лишь однажды (в 2001 году бестселлером в последний раз стала Honda Accord).
В Америке Camry с середины 90-х не изменяла своему амплуа: онлайн-классификаторы записывают ее в категорию affordable mid-size cars — «доступные среднеразмерные машины».
В России же, наоборот, Camry уже 15 лет возглавляет бизнес-класс.
Хотя до машин серии XV30 никакой Тойоты там не было даже на горизонте: в конце девяностых и начале двухтысячных «пятерка» BMW, Audi A6 и Mercedes E-класса соревновались между собой в количестве понтов.
Но по объему продаж почти бессменным лидером оставался Nissan Maxima QX, который, так же как Accord в Америке, казался незыблемым эталоном престижного автомобиля по разумной цене.
В России у Camry другой статус: бизнес-седан для тех, чья жизнь уже почти удалась. Впрочем, этот имидж был завоеван почти теми же приемами, что и в Америке.
Все началось с 2002 года. У нас появилась Camry серии XV30, которую Toyota продвигала как первый автомобиль на новой K-платформе, даром что шасси было практически прежним, а новшества свелись к переменам во внешности и интерьере. Но если в 1998 году Camry в России стоила 46 тысяч долларов, то через четыре года за топ-версию с мотором V6 просили $36800, а за базовый седан — всего 26 тысяч!
За последние четыре года мы с вами пропустили пару серий этого Camry-эпоса. Сегодня Toyota в России продает седан серии XV50, который дебютировал в 2011 году и на тот момент был почти тождественен североамериканской версии этого автомобиля.
Но весной 2014-го «пятидесятому кузову» в США устроили масштабный апгрейд, подкормив допинг-коктейлем, после которого лицо приобрело оскал марафонца, а из всех внешних панелей нетронутой осталась только крыша.
Еще тогда Camry потихоньку начали готовить к эмо-перевороту, однако российскую версию все это не коснулось — и последние три года она бархатно эволюционировала по сценарию Camry для китайского рынка. Именно поэтому Toyota серии XV70 покажется нам гораздо более революционной, чем американцам.
По итогам двенадцати месяцев Toyota тогда обогнала конкурентов в полтора раза, за следующие четыре года объем продаж вырос еще в десять раз — и с тех пор лидерство в так называемом бизнес-классе российского рынка осталось неоспоримым. «Не знаешь, что брать, бери Camry!»
Мы рассказываем об этом и потому, что с новой Camry, похоже, произошло нечто обратное: нет поводов рассчитывать, что Toyota будет покорять рублем.
За 35 лет Camry сменила уже восемь поколений, а на карте производства кроме Японии появились также США, Китай, Россия, Индия и несколько стран Юго-Восточной Азии. В Америке Camry делают с 1988 года, в Китае — с 2006-го, а сборка под Санкт-Петербургом началась в 2007 году.
Был и австралийский завод, но Toyota закрыла его в 2016-м, хотя именно оттуда машины поставлялись на Ближний Восток, где Camry тоже очень любят. В Европе, наоборот, крупный японский седан не жаловали, поэтому Toyota свернула продажи еще в 2004 году.
# Пиджак в обтяжку
В салоне Camry понимаешь, что маркетологи поставили цель расширить аудиторию за счет более молодых покупателей, при этом не растерять старых, но не дай бог не перетянуть к себе адептов бренда Lexus — и в первую очередь седана ES 250.
Теперь Camry — это асимметрия и чувство меры. Из всего множества лицевых панелей «под дерево» на американских машинах можно оформить только «бумеранг» возле бардачка.
Хотя Camry для украинского рынка предлагает еще и деревянную накладку на центральном тоннеле. Среди других вариантов декора в США доступны текстурированный пластик и металлизированные вставки.
Интерьер сработан со вкусом, а подкупают детали: колодцы приборов с эмоциональной подсветкой шкал (она может быть даже красной), фужерный изгиб центральной консоли, элегантная клавиатура на баранке, фигурные подрулевые рычажки и лепестки ручного выбора передач, напольная педаль акселератора. Даже второстепенные кнопки слева от руля хоть и остались крупными, но больше не выглядят пришельцами из минувшего века.
Никаких виртуальных шкал! Приборы стали скромнее и понятнее, а красная подсветка — атрибут «спортивной» комплектации XSE, в других версиях у Camry спокойная иллюминация лунного цвета.
Цветной семидюймовый дисплей бортового компьютера тоже опция, так же как и проектор показаний на стекло, а «в базе» — небольшой черно-бело-голубой экран.
Ушли в прошлое раздражавшие многих часы с дисплеем «от калькулятора» и люминесцентным свечением. Отныне время отображается крупными цифрами в верхней секции экрана мультимедийной системы. Сам экран поселился на глянцевом острове при слиянии алюминиевых ребер, а в дорогих версиях большой экран встроен в панель без рамки. Систему можно дополнить такими опциями, как раздача интернета и дистанционный мониторинг автомобиля через приложение в смартфоне. Однако в данной Camry экран был самым простым, а меню — прозаическим.
Главное эргономическое новшество на центральной консоли — расположенные на стороне водителя ручка громкости и ручка настройки частоты радио. А какими стали кнопки подогрева сидений! Возле селектора «автомата» — «клавиатура» выбора режимов трансмиссии (Eco, Normal и Sport). «В базе» у Camry однозонный климат-контроль, за доплату — двухзонный и стереосистема Entune 3.0 с акустикой JBL, Wi-Fi-роутером и CD-плеером.
Верхняя часть передней панели сработана из качественного и мягкого пластика. Этажом ниже — декоративные вставки (это может быть шпон, кожа или металлизированный пластик), а общая закономерность такова: чем ближе к ногам, тем материалы дешевле. Увы, это относится и к пластику, которым обрамлен селектор коробки передач. Сама же ручка хоть и выглядит солиднее прежней, но как и раньше, держать на ней ладонь не тянет.
Внимание к деталям сильнее всего отличает новую Camry от предшественницы, даже если речь о дефлекторах или ручках дверей.
В общем-то, все перемены скорее эволюционные, ожидаемые, а настоящим — и, увы, не самым приятным — сюрпризом стал более тесный задний диван.
«Спортивный» интерьер в красной коже выглядит будуарно, простой салон с комбинированной обивкой — привычнее. Стандартный набор регулировок для передних кресел можно расширить только поясничным подпором с электроприводом, но доступен он лишь для водителя
Несмотря на то, что колесная база растянулась на 49 мм (до 2824 мм), расстояние между рядами сократилось на 23 мм! Скорей всего, из-за того, что новая архитектура TNGA предполагает максимально возможное снижение центра тяжести, а значит, и более низкое размещение кресел: передние сиденья опущены на 25 мм, а задний диван — на 30 мм. Прирост же колесной базы не принес дополнительного объема, поскольку большей частью обусловлен смещением передней оси ближе к носу ради гармоничных пропорций кузова.
Напомним, что платформа TNGA (Toyota New Global Architecture) дебютировала в 2015 году на Приусе, а в основе Camry — ее укрупненная вариация. Главные отличия от прежней К-платформы — задняя двухрычажная подвеска вместо стоек McPherson, увеличенная на 30% жесткость кузова, пониженный центр тяжести и уменьшенный со 155 до 145 мм дорожный просвет.
Ключевые отличия новой платформы TNGA — электроусилитель руля на рейке и задняя двухрычажная подвеска на массивном подрамнике
В Америке простор салона оценивают по его объему, и он стал меньше: 2,84 кубометра против прежних 2,91. Минус 70 литров, а это на полсекундочки объем человеческого тела. Более того, если переднее сиденье до предела опущено, то ступням заднего пассажира станет уже тесновато.
В тех регионах, где у Camry сложился имидж бизнес-седана, Toyota по-прежнему предлагает богатый «командный пульт» для заднего дивана. На этих фото — оснащение китайской Camry. Почти все кнопки стали сенсорными, но функционал прежний: управление климат-контролем, «музыкой», подогревом дивана и регулировкой наклона спинки
Так ведь и багажник стал меньше: 428 вместо 436 литров (по американскому стандарту EPA). С материалами отделки все по-тойотовски просто, аккуратно, но без smart-решений. Нет даже внутренней ручки багажника! А направляющие крышки хоть и отделаны пластиком, однако по-прежнему забирают часть полезного пространства, а пол образует ступеньку в том месте, где начинаются спинки кресел.
Сложить сиденья, как и раньше, можно дистанционно, с помощью рычажков с тягами, а под полом в американской версии расположился органайзер с инструментами.
Объем багажника в российской спецификации, очевидно, будет таким же, как на машинах для Украины: 493 л вместо прежних 506 л. А у версий с регулировкой спинки заднего дивана — 469 л. Полноразмерная запаска ожидается на всех версиях
Отныне Camry — это не старомодный двубортный пиджак, а модный приталенный, предполагающий, что владелец готов затянуть ремень еще на одну дырочку.
# Рулить и крутить
Американские дороги не лучший полигон для оценки ходовых качеств. Здесь все «прямо, перпендикулярно и покрашено». Ходовых поворотов или серпантинов в Майами не нашлось и все же можно утверждать, что новая платформа пошла на пользу.
Передаточное отношение рулевого управления сокращено с 14,8:1 до 13,8:1 (руль делает 2,65 оборота от упора до упора вместо 2,85), хотя из-за увеличившейся базы диаметр разворота вырос. Управление стало более точным, приятным, хотя об азарте, как и раньше, речи не идет. И Camry все так же великолепно держит прямую.
Показалось, что неровности Camry теперь отрабатывает плотнее, но в целом комфорт остался на достойном уровне, а его акустическая составляющая точно улучшилась: здесь тихо!
Новый двигатель 2.5 в американской версии развивает 206 либо 209 л.с., но для России и Украины Toyota оставила прежний мотор того же объема (индекс 2AR-FE) мощностью 181 л.с. Кроме того, Camry в РФ сохранит двигатель 6AR-FSE (2,0 л, 150 л.с.)
В новом атмосферном двигателе A25A-FKS вырос ход поршня, а диаметр сократился. Степень сжатия увеличена с 10,4:1 до 13:1, гидравлический фазовращатель на впуске заменен электрическим, а система впрыска стала комбинированной (во впускной коллектор и непосредственно в цилиндры).
Этому двигателю еще предстоит доказать свою надежность, хотя раз Toyota впервые применила его именно на Camry, то надо полагать, что все было проверено и испытано основательно. С другой стороны, не только в России, но и во многих других странах Camry серии XV70 дебютирует со старыми моторами…
Новый восьмиступенчатый «автомат» Direct Shift — 8AT применяется на всех американских Camry. Он короче шестиступенчатого на 5 мм благодаря иному планетарному ряду и новому гидротрансформатору с более ранней блокировкой. Силовой диапазон вырос и, по данным Тойоты, превышает значение 8,0. В России такой «автомат» будут предлагать только на Camry с мотором V6
Нам же новый двигатель 2.5, да еще в паре с расторопным восьмиступенчатым автоматом, очень понравился. Тем более что для версии XSE крутящий момент увеличен с 249 до 252 Нм (соответственно 206 и 209 л.с.). Максимальная отдача «четверки» 2.5 достигается теперь на более высоких оборотах — и жаль, что этот «крутильный» характер не освежит ездовой имидж российских Camry.
Двигатель 3.5 у российской Camry будет почти идентичен американскому. Это та же осовремененная «шестерка» 2GR-FKS, но дефорсированная с 301 л.с. до 249 л.с.
Мотор V6 3.5 на новых Camry для США тоже модернизирован: доработаны фазовращатели и появилась аналогичная система комбинированного впрыска. Отныне 301 л.с. вместо 272 л.с., но американская пресса, как и прежде, не видит в нем реального спортивного заряда: в сравнительных тестах Camry 3.5 проигрывает в разгонной динамике новому Аккорду с турбомотором 2.0 и десятиступенчатым «автоматом». Впрочем, проверим это при случае: Camry с двигателем V6 появится в России и с новым мотором, и с новым восьмиступенчатым «автоматом».
Судя по данным из базы Роспатента, в России у Camry не будет двухцветного варианта, агрессивного передка, псевдодефлекторов на заднем бампере и спортивного выхлопа. Производство на заводе в Шушарах уже началось — выпущены пробные экземпляры серии XV70, полноценный запуск состоится в конце марта, а продажи стартуют в апреле.
В США цены начинаются с отметки $23495 (без учета налогов, комиссии дилера и доставки). Это на 425 дороже, чем раньше, однако к концу 2017 года Toyota Camry вновь оказалась самым продаваемым легковым автомобилем в США! Популярнее — только кроссоверы Toyota RAV4 и Nissan Rogue (он же X-Trail) и, конечно, полноразмерные пикапы.
Что касается цен в России, то пока можно ориентироваться на Украину: Toyota Camry 2.5 стала примерно на 700 долларов дороже — и стоит от $27989 до $37289.