29 января 1932 года на Горьковском автозаводе сошел с конвейера первый грузовой автомобиль ГАЗ-АА, легендарная «полуторка». Он стал одним из первых легендарных советских грузовиков, которыми может гордиться наша страна. Многие из этих автомобилей до сих пор ездят по улицам России.
#1 АМО-Ф-15 – первый советский грузовик
![Легендарные советские грузовики 2 советские грузовики АМО-Ф-15](https://lunalife.ru/wp-content/uploads/2017/12/legendary_soviet_trucks_1.jpg)
Первый советский грузовик появился в 1922 году. Тогда на улицы впервые выехал небольшой и угловатый АМО-Ф-15, созданный на основе итальянского грузового автомобиля FIAT 15 Ter, который в 1917-1919 годах выпускался на заводе АМО (нынешний ЗИЛ). Но при этом конструкция была заметно изменена местными инженерами.
![Легендарные советские грузовики 3 советские грузовики АМО-Ф-15](https://lunalife.ru/wp-content/uploads/2017/12/legendary_soviet_trucks_2.jpg)
#2 ГАЗ-АА – легендарная «полуторка»
![Легендарные советские грузовики 4 советские грузовики ГАЗ-АА полуторка](https://lunalife.ru/wp-content/uploads/2017/12/legendary_soviet_trucks_3.jpg)
Свое прозвище «полуторка» (а также «полундра») этот автомобиль получил благодаря грузоподъемности в 1,5 тонны, на которую был рассчитан этот грузовик. Изначально ГАЗ-АА был создан на основе автомобиля Ford Model AA, но затем несколько раз модернизировался, став в итоге самостоятельным транспортным средством.
![Легендарные советские грузовики 5 советские грузовики ГАЗ-АА полуторка](https://lunalife.ru/wp-content/uploads/2017/12/legendary_soviet_trucks_4.jpg)
ГАЗ-АА выпускался 1932 по 1950 годы, став в итоге одним из самых массовых грузовых автомобилей в истории СССР (985 тысяч экземпляров). Звездный час «полуторки» пришелся на времена Второй Мировой войны – этот неприхотливый, простой, но надежный грузовик стал главной «лошадкой» Красной Армии.
В том числе, и при прорыве Блокады Ленинграда, когда относительно легкие «газики» в больших количествах возили продукты в осажденный город по льду Ладожского озера.
![Легендарные советские грузовики 6 советские грузовики ГАЗ-АА полуторка](https://lunalife.ru/wp-content/uploads/2017/12/legendary_soviet_trucks_5.jpg)
#3 ЗиС-5 – трехтонка
![Легендарные советские грузовики 7 советские грузовики ЗиС-5 трехтонка](https://lunalife.ru/wp-content/uploads/2017/12/legendary_soviet_trucks_6.jpg)
Другим легендарным участником Великой Отечественной стал грузовик ЗиС-5 (он же «трехтонка», он же «Захар», он же «Захар Иванович»).
![Легендарные советские грузовики 8 ЗиС-5 – трехтонка](https://lunalife.ru/wp-content/uploads/2017/12/legendary_soviet_trucks_7.jpg)
Серийный выпуск ЗиС-5 начался в 1933 году. По сути, этот грузовик стал наследником АМО-3. Собирался он полностью из отечественных комплектующих, а во время войны его конструкция была максимально упрощена – в суровые годы количество было важнее, чем качество. Кстати, легендарная «Катюша» также создавалась на основе этого грузового автомобиля, пусть и немного модернизированного (официально назывался ЗиС-6).
#4 ГАЗ-51 – грузовик для Целины
![Легендарные советские грузовики 9 советские грузовики ГАЗ-51](https://lunalife.ru/wp-content/uploads/2017/12/legendary_soviet_trucks_8.jpg)
Первый экземпляр грузовика ГАЗ-51 был создан и показан публике еще в 1940 году, однако война помешала его массовому производству. Так что серийный выпуск начался лишь в 1946 году, когда страна нуждалась в технике для послевоенной реконструкции.
![Легендарные советские грузовики 10 советские грузовики ГАЗ-51](https://lunalife.ru/wp-content/uploads/2017/12/legendary_soviet_trucks_9.jpg)
Став в пятидесятых годах самым массовым грузовиком страны, ГАЗ-51 активно использовался на освоении Целины – нетронутых плодородных степей на севере Казахстана. Для участников этого «великого похода» он стал одним из символов новой эпохи, роста экономической мощи СССР тех лет.
Удачная конструкция и достаточно невысокая цена превратила ГАЗ-51 в экспортный товар, который Советский Союз поставлял за границу. Причем, не только в страны Восточного блока, но и в капиталистические государства.
#5 ЗиС-150 – удачный «клон» американского грузовика
![Легендарные советские грузовики 11 советские грузовики ЗиС-150](https://lunalife.ru/wp-content/uploads/2017/12/legendary_soviet_trucks_10.jpg)
Внешне отечественный грузовик ЗиС-150 весьма похож на американский автомобиль International Harvester K-7, однако считать его «клоном» нельзя. На самом деле, американским у этого авто была лишь кабина – во время войны советские представители смогли договориться с США о поставке штамповочных прессов кузова. Техническая же основа новинки – местной разработки и производства.
![Легендарные советские грузовики 12 советские грузовики ЗиС-150](https://lunalife.ru/wp-content/uploads/2017/12/legendary_soviet_trucks_11.jpg)
В первое время кузов у ЗиС-150 делали частично деревянным – разоренной войной стране не хватало металла. Однако со временем этот недостаток был исправлен. Грузовик выпускался в период с 1947 по 1957 годы. Всего было произведено 771883 единиц этого автомобиля.
#6 ЗИЛ-130 – универсальный грузовик
![Легендарные советские грузовики 13 советские грузовики ЗИЛ-130](https://lunalife.ru/wp-content/uploads/2017/12/legendary_soviet_trucks_12.jpg)
ЗИЛ-130 – это наверное, самый универсальный грузовик отечественного производства. На основе этой машины за его полувековую историю создавались не только, собственно, грузовые автомобили, но и самосвалы, тягачи, пожарные и снегоуборочные авто, мусоровозы и т.д.
![Легендарные советские грузовики 14 советские грузовики ЗИЛ-130](https://lunalife.ru/wp-content/uploads/2017/12/legendary_soviet_trucks_13.jpg)
Секрет этой многофункциональности – удачная конструкция, которая позволяет изменять назначение транспортного средства, не меняя его техническую часть, относительно небольшая стоимость производства и надежность, позволяющая эксплуатировать грузовик десятилетиями.
На шасси ЗИЛ-130 до сих пор выпускают грузовые автомобили. Правда, сейчас они называются АМУР. Впрочем, и сотни тысяч ЗИЛов советского производства все еще ездят по дорогам России и других стран. Всего же было выпущено более трех миллионов экземпляров этого грузовика.
#7 ГАЗ-66 – грузовой внедорожник
![Легендарные советские грузовики 15 советские грузовики ГАЗ-66](https://lunalife.ru/wp-content/uploads/2017/12/legendary_soviet_trucks_14.jpg)
ГАЗ-66 был создан для проезда по самым экстремальным условиям, там где никакой другой транспорт не проедет. Четыре ведущих колеса позволяют автомобилю ездить по грязи, пересеченной местности, камням, скалам и прочим неприятным поверхностям. Это та причина, по которой ГАЗ-66 стал едва ли не основным армейским грузовиком.
![Легендарные советские грузовики 16 советские грузовики ГАЗ-66](https://lunalife.ru/wp-content/uploads/2017/12/legendary_soviet_trucks_15.jpg)
Да что там советская и российская армия! На ГАЗ-66 ездил даже персонаж Жана-Клода Ван Дамма в боевике «Неудержимые 2»! Разве это не настоящее всемирное признание?
#8 Урал-375 – шестиосный внедорожник
![Легендарные советские грузовики 17 советские грузовики Урал-375](https://lunalife.ru/wp-content/uploads/2017/12/legendary_soviet_trucks_16.jpg)
Урал-375 – еще один полноприводный грузовик, который массово использовался не только для гражданских, но и армейских нужд. Три ведущие оси и огромные колеса, а также большая грузоподъемность позволяли возить на нем по самым плохим дорогам и в отсутствие оных не только людей и грузы, но даже системы залпового огня «Град».
Однако существенные технические недочеты, к примеру ненадежный, но затратный бензиновый двигатель, а также проблемы в тормозной системе привели к тому, что Министерство обороны уже в 1982 году начало сменять этот грузовой автомобиль на Урал-4320.
![Легендарные советские грузовики 18 советские грузовики Урал-4320](https://lunalife.ru/wp-content/uploads/2017/12/legendary_soviet_trucks_17.jpg)
В гражданском секторе грузовик Урал-375, производившийся до 1992 года, используется до сих пор в нефтяной и геолого-разведывательной отраслях.
#9 КрАЗ-255 – украинский богатырь
![Легендарные советские грузовики 19 советские грузовики КрАЗ-255](https://lunalife.ru/wp-content/uploads/2017/12/legendary_soviet_trucks_18.jpg)
КрАЗ-255 – это настоящая легенда украинского и советского автомобилестроения. За время своего существования (с 1967 года) он получил от народа, наверное больше прозвищ, чем любая другая отечественная машина, к примеру, «лаптежник», «лапоть» и даже «луноход». Про тяговую мощь и повсеместную проходимость этого грузовика ходят легенды. Считается, что данный автомобиль может потянуть за собой прямо по шпалам семь вагонов, груженых углем.
![Легендарные советские грузовики 20 советские грузовики КрАЗ-255](https://lunalife.ru/wp-content/uploads/2017/12/legendary_soviet_trucks_19.jpg)
Еще интересный факт – отдельные модели КрАЗ-255 можно заправлять не только дизельным топливом, но и керосином. Отчасти из-за этого его использовали в качестве тягача на аэродромах. Однако быть водителем на данном грузовике – настоящее мучение (чего стоит только отсутствие гидроусилителя руля!). Недаром еще одним его прозвищем является «людоед».
#10 КамАЗ – король советских грузовиков
![Легендарные советские грузовики 21 советские грузовики КамАЗ-5320](https://lunalife.ru/wp-content/uploads/2017/12/legendary_soviet_trucks_20.jpg)
В принципе, назвать «главным советским грузовиком» можно саму марку КамАЗ как таковую! Ведь начиная с середины семидесятых годов именно эти машины переняли на себя значительную часть гражданских грузоперевозок в стране. А первой моделью, выпущенной заводом в Набережных Челнах в 1976 году, стал КамАЗ-5320.
![Легендарные советские грузовики 22 советские грузовики КамАЗ](https://lunalife.ru/wp-content/uploads/2017/12/legendary_soviet_trucks_21.jpg)
источник: novate.ru